Покупка готового бизнеса является выгодным капиталовложением в сравнении с открытием собственного дела с нуля. Связано это с экономией времени и энергии на оформление документации, поиском поставщиков и многими другими преимуществами. Однако существует и определенное количество подводных камней, о которых необходимо знать каждому предпринимателю, желающему приобрести готовый бизнес.
Чтобы купить готовый бизнес, для начала Вам необходимо выбрать направление, в котором будете работать. Самое главное, Вы должны разбираться в выбранной сфере. Кроме того, перед покупкой необходимо выяснить, пользуется ли данный вид предпринимательства спросом и будет ли дело приносить Вам доходы через 5-10 лет с момента покупки.
Итак, ниже приведены аспекты, которые нужно знать при покупке бизнеса:
	- Инвестиции. Необходимо знать, требует ли готовая компания дополнительного финансирования, а главное, есть ли у Вас для этого дополнительные средства.
 
	- Анализ рынка. Очень важно понимать, есть ли спрос на товары и услуги продаваемого предприятия в Вашем регионе, а также на сколько высока конкуренция.
 
	- Судебные дела. Также важно выяснить, были ли у продаваемой организации судебные иски, есть ли долги по кредитам перед государственными службами, поставщиками, арендодателями помещения и другими.
 
	- Поставки. Необходимо уточнить у поставщиков, будут ли они работать с предприятием после того, как оно перейдет к другому владельцу.
 
	- Финансовая отчетность. По финансовой отчетности можно выяснить доходы и расходы предприятия, а также провести аудит. Этот аспект имеет непосредственное влияние на цену готовой организации.
 
	- Список материальных активов. Продавец должен предоставить список оборудования, которое входит в цену готового предприятия, вместе со всей документацией и гарантиями.
 
	- Персонал. Необходимо побеседовать с персоналом, узнать их отношение к смене владельца, а также уточнить, не привязаны ли они каким-либо образом к прежнему хозяину компании. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем не потерять самых опытных и ценных специалистов.
 
Для принятия решения в пользу покупки готового предприятия необходимо собрать и изучить всю информацию о продаваемом бизнесе.
Вопросы при покупке бизнеса
При покупке бизнеса у любого покупателя возникает определенный ряд вопросов о компании к продавцу. Их нужно оптимизировать, по возможности проконсультироваться у брокера, какие тонкости Вам необходимо выяснить. Если у продавца нет никаких причин скрывать какую-либо информацию, то он ответит Вам на все интересующие вопросы. 
Ниже приведен примерный список вопросов, которые стоит задать продавцу перед принятием решения о покупке готового предприятия:
	- По какой причине компания продается?
 
	- Как увеличить продажи и прибыль?
 
	- Есть ли конкуренты?
 
	- Можно ли изучить финансовую отчетность предприятия за последние 3-5 лет?
 
	- Какие перспективы развития данного предпринимательского дела?
 
	- Кто еще владеет информацией о продаже?
 
	- Как будут проходить переговоры?
 
	- Кто будет принимать решение о продаже?
 
	- Когда покупатель сможет войти в бизнес?
 
	- Какое время продавец собирается оставаться в бизнесе?
 
Этапы оформления сделки
Прежде чем принять решение о покупке готовой организации, тщательно изучите всю интересующую Вас информацию, проверьте все требуемые документы и их наличие у продавца. Необходимо пообщаться с персоналом, поставщиками и другими людьми, владеющими какими-либо данными о предприятии. Собрав всю необходимую информацию, у Вас появится возможность свести все риски при покупке к минимуму.
Итак, Вы приняли решение покупать бизнес. Сначала нужно заключить предварительный договор купли-продажи готового бизнеса, с указанием всех сроков и условий покупки.
Этапы заключения сделки:
	- Внесение авансовой суммы. Размеры и сроки выплаты аванса фиксируются в предварительном договоре. Этот платеж является гарантией серьезности Ваших намерений.
 
	- Изучение полученной от продавца документации. В большинстве случаев для проверки необходимой документации нанимают брокера, который, в свою очередь, составляет для проверки меморандум. При отсутствии брокера проверка может занять намного больше времени.
 
	- Ревизия. Проводится два раза: в момент начала проверки и по ее окончании.
 
	- Передача информации, содержащей коммерческую тайну.
 
	- Координация обязательств. На этом этапе продавец и покупатель оговаривают все ситуации, которые могут произойти после подписания сделки и способы их разрешения. Например, покупателю может понадобиться помощь продавца – будет ли она предоставляться, за какую плату. Также после оформления сделки могут выявиться документы, подтверждающие долги продавца. Все эти моменты должны быть подробно описаны со способами их решения.
 
	- Установление итоговой цены и заключение сделки.
 
Подводя итоги, стоит отметить, что существует масса нюансов при покупке готового бизнеса. Однако при правильном выборе направления деятельности, подготовке и соблюдении всех этапов заключения сделки, Вы сможете избежать неудач в дальнейшем. Кроме того, покупка даже самого успешного дела не избавляет Вас от обязательств упорно трудиться и стремиться к его развитию.